История тибетской медицины

 

История тибетской медицины

Терещук С.А. (конкурсная работа)



ВСТУПЛЕНИЕ. ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ ПРАКТИК НАРОДОВ ТИБЕТА. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЁМОВ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ СЕГОДНЯ.

Так Истина - податлива, мягка
Идет кругами многие века".
Дао Дэ Цзин

Обращаясь к данной теме реферата, я исходил из того, что современное человечество столкнулось с множеством медицинских проблем на рубеже XX и XXI веков. Этот «переходной период» заметно актуализировал изучение народной медицины (этномедицины) всех народов мира. Особенно обратили на себя внимание древние методы лечения Востока. Среди этих систем лечения выделяется медицина Тибета, которая выступает нетолько как врачебная практика, но и как философское учение, религиозное мировозрение, как часто духовной культуры одного из древнейших народов мира. Современная профессиональная медицина, у истоков которой стояли Гипократ, Авицена, Гален и др., также базировалась на тысячелетнем опыте народной медицины. Обращение к наследию народного целительства обогощает современную науку. Поэтому я обратил своё внимание на популярную сегодня тибетскую медицину. Я хотел бы проанализировать её источники, практические достижения, методы лечения. Я понимаю, что это глобальная тема и осилить её можно только в результате серьёзного научного изучения, длительного практического применения, что мне пока ещё не подсилу. Я только на начальном пути постижения тайн Тибета, только информационно могу коснуться этой проблемы. Но я думаю, что учёба именно в медицинском вузе народной медицины позволит мне продвинуться на пути познания секретов вековой мудрости народов и в своей дальнейшей практике применять всё лучшее и обоснованное наукой для лечения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
Источник изучения тибетских цилительных практик:
История тибетской медицины складывается как накопление и осмысление медицинских знаний, реализованных и описанных в различных трактатах. Можно указать две ветви истории медицины: научную, которая прослеживается по медицинским источникам различных времен и народов, и легендарную, описанную в "Чжуд-ши" и других трактатах. Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически было принято, что мыслитель излагал знание не от своего имени, а как откровение или свое понимание древних источников. И структура медицинского знания в Аюрведе и тибетских источниках, как видно из первой главы Тантры Основ, приписывается божественному происхождению. В аюрведических сочинениях сообщается, что творцом медицины является Брахма, который передал секреты врачевания богу Праджапати, затем поочередно, Ашвинам, Индре, и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже, который, в свою очередь, распространил знание среди индийских мудрецов. В древнем тексте "Махавагга" (II-IV в. до н.э.) излагается учение о трех началах человеческого тела - "пневма", "желчь" и "флегма". Это учение легло в основу индийской и тибетской медицины.
Тибетским медицинским каноном является трактат "Чжуд-Ши", или "Четверокнижье". Полное название трактата в переводе с тибетского означает "Эзотерический трактат сокровенных наставлений по восьми разделам, составляющим сущность эликсира бессмертия". Выражение "сущность эликсира бессмертия" означает науку врачевания.
Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что практически исключает понятие основного действующего вещества. Считается, что действует весь комплекс, и отсутствие одного из компонентов снижает целительную эффективность лекарства. Сложным является и сам ритуал приготовления лекарства, поэтому их невозможно изготовить в домашних условиях.
В тибетских сочинениях, с целью передать приоритет буддизму, источник знания описан в виде медицинской ипостаси будды Шакьямуни - Бхайшаджья-гуру или другими буддами.
Например, в трактате "Вайдурья-онбо" приводится миф, что раньше люди питались не материальной пищей самадхи. Но один человек съел выступившее из земли вещество похожее на мед, и у него случилось несварение. Брахма, услышав его стенания, посоветовал выпить кипяченой воды. Поэтому первой болезнью считается несварение, первым лекарем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода. Но по мнению буддистов, Брахма не сам придумал, а вспомнил текст, изложенный ему буддой Шакья Тхубчен.
Конкретные методы лечения описанные в "Чжуд-ши", согласно тексту трактата в основном были изложены соответственно: в Индии - лекарственные составы, в Китае - прижигание и лекарственные составы, в стране Дол - кровопускание, в Тибете - исследование пульса и мочи.
Есть также версия, что "Чжуд-ши" был написан на санскрите врачом Дживака Кумара, современником будды Шакьямуни, и затем переведен на тибетский язык.
Однако, кроме этих двух основных источников в тексте "Чжуд-ши" обнаруживаются вставки и параллели из других медицин. В первую очередь это образ жизни и питания из народной тибетской медицины формализованной в структуру знаний "Чжуд-ши". Очевидно, что образ жизни и питания ориентированный на жаркий и влажный климат Индии и Китая не соответствует образу жизни и питания для сухого и холодного климата высокогорья Тибета и Гималаев.
Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши":
1. Лечение ран.
2. Лечение болезней головы.
3. Лечение болезней всего организма.
4. Лечение психических заболеваний.
5. Лечение детских болезней.
6. Противоядия.
7. Эликсиры против старческого одряхления.
8. Средства, повышающие половую активность.
Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.
Затем два индийских ученых Нагарджуна (I – II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".
Этапы становления и формирование основных медицинских школ Тибета:
Начальный этап формирования медицинских школ Тибета приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".
Второй этап начинается после жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.). В Тибете существовало две медицинские школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".
После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков.
Есть в трактате ”Чжуд-Ши” глава о врачах и их обязанностях по отношению к пациентам. Она состоит из шести частей: 1) врачебные традиции; 2) врачебное достоинство; 3) заслуги врачей; 4) знания; 5) обязанности врачей; 6) плоды врачебной деятельности.
По традициям врачебного сословия, врач должен обладать следующими качествами: способность к врачебной деятельности; гуманность; понимание своих обязанностей; доброжелательное отношение к больным; старательность и осведомленность в других науках.
Теоретические основы тибетской медицины:
"В стародавние времена пустое пространство было насыщено потенцией проявления элементов... Поначалу актуализировались пять светов, затем пять элементов. Подобную потенцию называют энергией или силой..."
Это строки из древнего тибетского трактата, объясняющего сотворение Вселенной человека.
В основе всей тибетской медицины лежит теория пяти махабхут. Пять махабхут - это земля, вода, огонь, ветер, пространство. В буквальном переводе на русский язык пять махабхут-это "пять великих проявлений". Великий тибетский йогин Нацог Рандол пишет: "Реальность махабхут заключается в том, что беспрерывно появляется динамика существования Сансары (мира феноменов) и Нирваны (мира безусловной реальности) от основы существования", которая сама начала не имеет: "Во времена давно прошедшие объектность своим содержанием была абсолютно очищена пустотностью в пространстве непроявленной актуальности и имела потенцию проявления элементов". Эта потенция затем актуализировалась как пять светов, "из потенциальности пяти светов проявляются пять махабхут в виде интенсификации (или динамики их существования). Подобную возможность проявления называют энергией или силой. То, что таким образом проявляется, суть махабхуты". Они являются основой всех других форм и потому названы "великими".
"Земля" -это энергия, придающая твердость способность противостоять внешним воздействиям.
"Вода" - энергия связуемости, сочетающая различные элементы в одно целое.
"Огонь" - теплота, энергия доведения до созревания чего-либо однажды возникшего.
"Ветер" - это подвижность, основа всякого движения.
"Пространство" - характеризуется как "отсутствие преграды"; в частности, именно пространственная энергия формирует полости, сосуды в человеческом теле. Энергия пяти махабхут формирует тело человека.
"Земля" ответственна за формирование мышечной ткани, костей и чувства обоняния. "Вода" ответственна за образование крови, жидкостей тела и чувство вкуса. "Огонь" ответственен за температуру тела, его внешний вид и чувство зрения, "Ветер" ответственен за дыхание и чувство осязания. "Пространство", как уже упоминалось, формирует полости в человеческом теле.
Характеристика лекарственных средств применяемых в тибетской медицине:
Лекарственные вещества в тибетской медицине делятся на восемь родов:
1)металлы (золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть и др.);
2) минералы (малахит, жемчуг, жемчужная раковина, коралл, ляпис-лазурь, различного рода камни и др.);
3) землистые вещества (глина различных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и др.);
4) деревья и кустарники (камфарное и лимонное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускусное дерево, гранат, барбарис, акация, самбук, виноград, яблоня, перец различных видов, груша, вишня и др.);
5) травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и др.);
6) соки, добываемые из трав, деревьев и от животных;
7) отвары, полученные из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, цветов, из ягод и плодов;
8) вещества, добываемые из животных (мясо, кровь, жир, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус и др.).
Лекарства составляют из лекарственных веществ по вкусу и по их действию. Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что практически исключает понятие основного действующего вещества.
Некоторые секреты тибетской медицины:
Сотрудники МГУ раскрыли секрет древней тибетской медицины.
"Для излечения старой простуды, закрепившейся в переносице, и изгнания избытка чху-сэр возьми целебный состав, сделанный из драгоценностей и введи по 5-7 капель в каждую ноздрю больного".
Это строки из трактата "Чжуд-ши" - памятника тибетской медицины ХII века. Древние целители высоко ценили "лекарства из драгоценностей", которые, по их мнению, излечивали все известные им 404 болезни: "...нет болезни, которая не излечивается ими, а здоровому человеку - они как эликсир".
К драгоценностям, кроме золота и серебра, относилась также и медь.
То, что ионы серебра и меди, даже в ничтожно малых концентрациях, обладают сильными антимикробными свойствами известно с 1883 года благодаря опытам немецкого ботаника Карла Негели. Современная медицина располагает немалым количеством препаратов из серебра и меди. Для их приготовления требуется наличие электроэнергии и соли сильных кислот. Но древние медики не знали ни электричества, ни сильных кислот. В их распоряжении были лишь слабые кислоты: лимонная, уксусная, винная.
Знакомясь с публикациями о результатах научной экспедиции профессора Э. Мулдашева на Тибет, сотрудник МГУ Е.М. Родимин встретил сообщение о том, что Бонпо-Лама считает: культура народов Тибета уходит своими корнями к культуре народов Шумера, которые, по его мнению, переселились на Тибет во время Всемирного потопа. Но именно на территории Месопотамии, где в 3-м тысячелетии до нашей эры находился Шумер, в 30-х годах XX века немецкий археолог Кениг нашел загадочные сосуды из керамики. В сосудах находились бруски различных металлов. Назначение этих устройств до сих пор вызывает споры. Наиболее признаваемая гипотеза: сосуды являлись древнейшими гальваническими элементами. "А что, если сосуды из Шумера предназначались для приготовления лекарственных растворов из металлов?" Эта мысль заставила Е. Родимина поставить ряд экспериментов. В результате было установлено, что замкнутые между собой пары металлов: медь-серебро и серебро-золото, помещенные в слабые растворы пищевых кислот, - уже известные лимонная, уксусная, винная, - или в обычную питьевую воду, выделают ионы Сu2+и Аg+. Причем скорость выделения ионов даже в воде на порядок выше, чем если бы металлы не были соединены в пары. Интересно, что гальванопара Сu - Аg выделяет не только ионы меди, но и ионы серебра также. А концентрация таких медно-серебряных растворов до десятых долей миллиграмма на литр соответствует уже известному и разрешенному к применению препарату "Циаркум".
Хорошо известно, что медь является важнейшим микроэлементом, необходимым для окислительно-восстановительных реакций в организме человека. Считается, что мы получаем достаточно меди вместе с продуктами питания. Но существуют ситуации, когда потребность в меди возрастает в 2-3 раза. Это стрессовые ситуации, эмоциональное напряжение во время экзаменов, спортивных соревнований, длительные отрицательные эмоции, связанные с неблагоприятной социальной средой. В 1992 году выпускница биологического факультета МГУ, профессор К.И. Савицкая установила, что совместное действие ионов серебра и меди многократно усиливает их антимикробные свойства.
МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА ТИБЕТСКИХ ЦИЛИТЕЛЕЙ.
Теория элементов:
По мнению тибетских лекарей существует пять элементов - "дерево", "огонь", "земля", "ветер", "вода" - проявлены в теле человека согласно циклическому процессу роста или возбуждения ("мать - сын") и контролирующему циклу зависимости ("друг - враг").
Каждый элемент связан с 5 плотными и 6 полыми органами человека. "Земля" - селезёнка, желудок; "вода" -почки, мочевой пузырь, семенники, матка; "ветер" - легкие, "огонь" - сердце, тонкий кишечник; "дерево" -печень, желчный пузырь.
Семь составляющих структур человеческого организма:
1) питательный сок
2) кровь
3) мышечная ткань
4) жир
5) кости
6) костный мозг
7) семя
Энергетические центры человека (чакры):
Концепция, согласно которой человек — это только его тело, а душа— абстрактная фикция, сейчас уже не признается даже материалистами. Многочисленные факты проявления сверхнормальных психических сил, специальные наблюдения и исследования показывают наличие вполне реальной духовной субстанции, и сейчас получили "гражданство" термины, которые раньше были в ходу только у оккультистов: плотная материя (грубая материя, или тело) и тонкая материя (тонкое тело). Поэтому следует заново обратиться к древним восточным и оккультным представлениям о строении человека и свойствах отдельных структур.
Древние знания йоги и оккультизма подразумевали существование в человеке семи "тел": физического (грубое тело), астрального (мир чувств, эмоций и желаний), эфирного (флюиды астрального тела), ментального (мир мыслей), каузального (причинное поле, или кармическое тело), буддхического (высший духовный разум) и атмического (наше истинное "Я", духовная субстанция — часть Абсолюта),
После смерти тонкое тело покидает физическое тело, и на 40-й день высшая природа человека — каузальное, буддхическое и атмическое тело— отделяется от ментального и астрального тел (момент "второй смерти"). Две последние оболочки некоторое время еще остаются в околоземном пространстве, а затем также распадаются, причем их элементы идут на построение других душ людей.
В теории восточных религиозно-философских систем, хотя и учитываются все аспекты строения тонкого и грубого тела, основное внимание уделяется работе с астральным и ментальным телом. Наша же Карма — каузальное тело — непрерывно совершенствуется в добрых делах, на что, собственно, и направлена любая религиозная система, будь то христианство или буддизм.
ЧАКРЫ (энергетические центры) и НАДИ — органы астрального тела, представляющие собой сгущения внутренней энергии, которые могут ощущать не только йоги, но и многие экстрасенсы. Нади — энергетические каналы, по которым циркулирует астральная энергия (прановые токи), чакры — сгущения этой энергии, связанные в своей локализации с переплетением различных нади. Слово "чакра" в переводе с санскрита означает буквально "колесо, круг". Чакры и нади обладают многими свойствами, и наука сейчас только приступает к детальному их исследованию. Так или иначе, древнеиндийская традиция связывает функционирование чакр и нади во множестве разных планов, построенных в основном на принципе соответствия макро- и микрокосма. Здесь можно выделить три категории свойств. С чакрами связывают особые свойства человеческой личности и поведения, активизацию тех или иных органов чувств. Вторая категория соответствий не вполне еще адекватно оценивается по своим причинам: это, например, соответствие запахов, вкусовых ощущений активизации той или иной чакры. Кроме того, разные источники иногда по-разному описывают некоторые свойства, и это также создает определенные сложности для анализа особенностей функционирования астрального тела.
Основные чакры человека:
1. Муладхара - чакра
2. Свадхистхана-чакра
3. Манипура-чакра
4. Анахата-чакра
5. Вишудха-чакра
6. Аджна-чакра
7. Сахасрара-чакра
8. Чакра божественных пророков
9. Вселенская чакра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА В УКРАИНЕ И РОССИИ.
Таким образом, родиной тибетской медицины считается Индия. Уже в ведийские времена индийская школа была известна как Аюрведа - наука о продлении (или поддержании) жизни. В таком понимании она распространилась в соседних странах и имела успех на протяжении многих веков.
В Россию и Украину сведения о тибетской медицине проникали вместе с буддизмом из Монголии. В начале прошлого века вопрос о необходимости изучения искусства тибетского врачевания обсуждался на правительственном уровне. Доктор Реман, сопровождавший посольство Головина в Китай, познакомился с тибетским врачом Цультимом Цеденом и пригласил его в Петроград. Реман надеялся, что этот талантливый врач расскажет российским коллегам об основах тибетской медицины и переведет на русский язык важнейшие медицинские трактаты Тибета. Однако ранняя смерть Цультима Цедена помешала осуществлению этого плана.
Вторично вопрос о необходимости изучения тибетской медицины в России был поднят генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским. Поводом для этого послужила тифозная эпидемия в Чите, от которой погибли многие врачи. По приказанию графа в город был приглашен лама-врач Цультим Бадмаев, широко известный в Забайкалье. Он быстро добился успеха в прекращении эпидемии, что дало повод графу пригласить ламу Цультима Бадмаева в Петроград. Здесь лама-врач продемонстрировал высокую эффективность тибетской медицины при лечении многих тяжелых недугов. Медицинский департамент военного министерства предложил ламе Бадмаеву лечить больных бугорчаткой и раком в Николаевском военном госпитале (Украина) под наблюдением госпитальных врачей. Результаты врачевания ламы Бадмаева были столь поразительными, что по высочайшему повелению он был награжден чином с правом носить мундир военных врачей.
В 1860 г. лама Бадмаев открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарств, занялся частной практикой с постепенно освоил разговорный русский язык. Он крестился и принял имя Александр. Отчество ему дали по существующей традиции в честь царствующего императора Александра II – так лама Бадмаев стал Александром Александровичем.
С 1863 по 1868 г. А.А. Бадмаев бесплатно читает в университете лекции по монгольскому языку. Позже ему было назначено лекторское жалование.
На сегоднешний день тибетская медицина пользуется большой популярностью в мире. В монастырях Тибета найдены древнейшие медицинские трактаты, переводом каких занимаются лутшие учёные мира. В текстах этих трактатов найдены способы лечения различных заболеваний. Учёные поражаются, потому что многие методы совпадают с сегоднешними, и это притом, что в те времена ещё в помине не шла речь об электричестве, без которого в наше время нельзя изготовить данные лекарства. Я считаю, что в Украине, с её вековыми традициями уважения к народным методам лечения, народная медицина Тибета может найти применение. Я хотел бы в своей дальнейшей медицинской практике использовать её методы и знания. Я понимаю, что для этого нужны новые исследования и изучения этого направления народного целительства и хотел бы раскрыть тайны тибетской медицины.


Создан 06 июн 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником

Украинская Баннерная Сеть
Med-Doc.INFO - Портал для врачей, студентов, пациентов.
Український біологічний сайт Благотворительный Фонд АДВИТА. Сбор пожертвований на лечение детей, больных онкологическими заболеваниями Переводчик онлайн Счетчик посещений Counter.CO.KZ CO.KZ WebGroup NataHaus.ru - Лучшие книги Интернета и прочие новости